Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, д. 1
Телефон: +7 (4152) 29-67-48
E-mail: kmt-ok@mail.ru
 
Главная / Абитуриентам / О специальностях и профессиях / 26.01.08. "Слесарь монтажник судовой"

26.01.08. "Слесарь монтажник судовой"

Министерство образования Камчатского края

                                                                 

КГПОАУ

«Камчатский морской энергетический техникум»

 

Программа среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих

 

26.01.08.  Слесарь монтажник судовой

Квалификация выпускника – Слесарь монтажник судовой

 

 Программа среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 26.01.03 слесарь-монтажник судовой, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.09.2023 г. №727 и зарегистрированного в Минюсте России 05.06.2023 г. №73728.

Укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки: 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

 

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе основного общего образования- 2 года 10 месяцев.

 

Образование ведется на русском языке.

 

Общие сведения о профессии:

 

История профессии

Ещё в Древнем Египте корабли и лодки имели множество приспособлений и механизмов для улучшения манёвренности судна и даже для обороны от противника. А значит, кто-то занимался монтажом такого оборудования. Чтобы объяснить проще, монтажник определённого вида оборудования появлялся тогда, когда изобретали тот или иной тип оборудования, сооружения.…

Специалисты многих профессий участвуют в постройке судна: сборщики корпусов металлических судов, сварщики, маляры, электрики и др. На долю слесаря-монтажника судового выпадает сложная и ответственная миссия — превратить неподвижный металл в стройный, цельный, жизнеспособный организм.

Слесарь-монтажник приходит на стапель, когда и корпуса как такового еще нет, едва только закладываются первые днищевые секции, начинается установка главного двигателя.

Главный двигатель — это сердце корабля. Чтобы оно билось чисто и ровно, без перебоев и срывов, его нужно закрепить в определенном положении, строго горизонтально. Сначала под главный двигатель (и под другие механизмы, которые также должны быть расположены соответствующим образом) устанавливают фундамент, пригоняют его по месту, выравнивают, закрепляют, и уже потом на нем устанавливают и закрепляют монтируемое устройство. И хотя двигатели на больших судах достигают высоты трехэтажного дома, точность их установки должна быть чрезвычайной — отклонения допускаются только в десятых и сотых долях миллиметра.

Вверх по обе стороны от машинного отделения продолжает расти корпус судна, над ним возводится палуба, затем — надстройка, а слесари-монтажники принимаются за другую, не менее ответственную работу — прокладку валопровода.

Чтобы судно двигалось, должен вращаться винт, а чтобы винт вращался, его нужно соединить с главным двигателем. Это соединение и осуществляется посредством валопровода — системы валов, связанных между собой. На больших судах его общая длина достигает ста и более метров, а масса – 200-900 тонн. И опять главное в работе слесаря-монтажника — точность. Нужно, чтобы вал не прогнулся под собственной тяжестью, чтобы при вращении ему ничто не мешало, чтобы не произошло смещения или отклонения.

Каждое судно имеет определенное целевое назначение, которому и подчиняется все его оснащение. Если это траулер — должны быть специальные устройства для ловли рыбы тралом и подъема ее на борт, а также для первичной обработки и хранения; сухогруз требует устройств и приспособлений для погрузки, выгрузки и хранения грузов; рефрижератору нужны специальные морозильные установки и т.д. Кроме того, на каждом судне есть шлюпки, якоря и швартовы, рулевые устройства, а также множество других механизмов и приспособлений. И всеми этими большими и малыми устройствами специального назначения оснащает суда слесарь-монтажник.

Но мало смонтировать и установить все необходимые системы и устройства, нужно проверить, как они работают, то есть сможет ли судно не только двигаться, но и выполнять свои функции.

Поэтому слесарь-монтажник, кроме монтажа всех основных и вспомогательных систем, участвует в швартовых испытаниях судна — непосредственно на заводе — и в ходовых — выходит в море вместе с приемной командой, проверяет и отлаживает работу всех машин и механизмов, несет вахту в машинном и котельном отделениях, в трюме, на палубе и даже на мостике.

Бригады слесарей-монтажников, как правило, специализированы на выполнении определенных операций (например, установка главного двигателя, прокладка водопровода и т.п.). Но в принципе слесарь-монтажник должен знать все слесарно-монтажные работы, выполняемые на данном предприятии, и быть готовым к тому, чтобы в любой момент перейти на другой участок работы.

Слесарь-монтажник судовой должен быть технически грамотным и разносторонне образованным человеком. Ему нужны знания по механике и оптике, теплотехнике и электротехнике, органической химии и математике.

Работнику этой профессии необходимы сообразительность, смекалка, находчивость. Нередко ему приходится читать даже не чертежи, а различные монтажные схемы, где вследствие большой насыщенности вычерчены не все объекты. Поэтому, чтобы хорошо представлять взаимную связь монтируемого механизма с окружающими устройствами, он должен обладать пространственным воображением, конструктивной фантазией.

Чтобы выполнять такие сложные операции, как центровка и установка механизмов, прокладывание валопровода, слесарю-монтажнику нужны хорошо развитый линейный и пространственный глазомер, тонкая координация движений. Работы такого типа требуют также большого объема внимания, высокой степени его переключаемости, умения быстро ориентироваться в неожиданных обстоятельствах.

Кроме того, слесарю-монтажнику нужно уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей по бригаде, потому что только при этом условии будет обеспечено высокое качество работы. И конечно же, он должен любить технику, интересоваться различными машинами и механизмами.

 

Перспективность роста квалификации

В целом профессия слесаря-монтажника судового не дает каких-то заметных перспектив для карьеры. Это исполнительский вид деятельности. Здесь важно соблюдать технологическую дисциплину и качественно выполнять порученную работу. Опытные работники могут возглавлять монтажную бригаду на судоремонтных заводах, выполнять обязанности мастера или ответственного производителя работ. Более высокие управленческие и руководящие функции для слесаря-монтажника судового не предусмотрены. Для построения карьеры в качестве технического специалиста в судостроительной отрасли  такой работник должен получить высшее образование, иметь определенные личностные и деловые качества. 

 

Характеристика процесса труда:

Важнейшие технологические операции

Слесарь-монтажник судовой выполняет ряд важных функций, связанных с конструкцией и обслуживанием судов. Вот основные из них:

  • Сборка и монтаж судовых систем: Установка и сборка различных механических, гидравлических и электрических систем на судах.
  • Чтение и интерпретация технических чертежей и схем: Понимание и следование инструкциям и техническим документам для правильного монтажа оборудования.
  • Настройка и регулировка судового оборудования: Проведение необходимых наладочных работ для обеспечения корректной работы установленного оборудования.
  • Проведение ремонтных работ: Устранение неисправностей и ремонт судовых систем и оборудования.
  • Обслуживание и техническое обследование судов: Регулярная проверка и обслуживание судовых систем для обеспечения их надежной работы.
  • Сварочные работы: Выполнение сварочных работ при необходимости в процессе монтажа или ремонта.
  • Соблюдение норм безопасности: Строгое соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием и выполнении задач на судне.
  • Взаимодействие с другими членами команды: Работа в команде с другими специалистами для выполнения комплексных задач по монтажу и ремонту судов.

 

Эти функции требуют от слесаря-монтажника судового не только профессиональных навыков в области судостроения, но и умения работать с различными инструментами, а также знаний в области механики, гидравлики и электротехники.

 

Рабочее место

 Слесари-монтажники судовые могут найти работу в различных местах, где требуется их специализированный набор навыков в сфере судостроения и судоремонта. Вот некоторые из основных мест работы для слесарей-монтажников судовых:

Судостроительные верфи: Работа по сборке и монтажу новых судов, включая гражданские, торговые и военные корабли.

Судоремонтные заводы: Выполнение ремонтных и реставрационных работ на существующих судах.

Компании по производству судового оборудования: Работа на предприятиях, специализирующихся на производстве комплектующих для судов, таких как двигатели, насосы и другие механизмы.

Судоходные компании: Техническое обслуживание и ремонт судов в составе постоянных экипажей или ремонтных бригад.

Военно-морской флот: Служба в составе военно-морских сил, участие в строительстве и обслуживании военных кораблей и подводных лодок.

Частные яхт-клубы и верфи: Работа по обслуживанию и ремонту яхт и частных лодок.

Портовые и гаваневые службы: Техническое обслуживание и ремонт судов в портах и на стоянках.

Компании по эксплуатации морских и речных судов: Ремонт и обслуживание судов, используемых для коммерческого и пассажирского транспорта.

 

Работа слесаря-монтажника судового требует специализированных знаний в области судостроения и судоремонта, а также умения работать с разнообразным инструментом и оборудованием. Эта профессия важна для поддержания работоспособности и безопасности судов, как в гражданском, так и в военном мореплавании.

 

Характер работы

Слесари-монтажники занимаются сборкой и монтажом механизмов. Предмет их работы - сборка двигателей, механизмов, оборудования, того, что придаст жизнь будущему изделию или объекту. Специалисты данного профиля могут специализироваться на сборке двигателей и моторов, на монтаже промышленного оборудования, без которого ни один завод, ни одно предприятие, добывающее или производственное, не существует. Они могут монтировать сопровождающие технические системы жилых и производственных помещений, например, заниматься прокладкой электрических, сантехнических, телефонных, компьютерных и других сетей.

В данном случае будет описана специфика деятельности слесаря-монтажника в самом общем виде: в каждом конкретном производстве профессия имеет свои нюансы. Часто слесари-монтажники занимаются сборкой оборудования или механизмов, присланных с других предприятий в разобранном виде, так как размеры или хрупкость оборудования не позволяют перевозить их собранными. Работа начинается с чтения предоставленных чертежей и сопоставления их с особенностями объекта, на котором будут смонтированы системы. Далее происходит подготовка объекта к монтажу системы или техники: строят фундаменты, устанавливают крепления, сверлят стены, если какие-то элементы должны быть закреплены на стене или боковой поверхности или проходить через нее. Потом планируется последовательность сборки: какие системы должны быть установлены вначале, какие будут крепиться к уже установленным. В процессе сборки необходима высокая точность, и, хотя размеры и вес деталей могут измеряться в сотнях метров и тоннах, их установка и монтаж должны быть выверены до сотых миллиметров. Иначе это приведет к невозможности работы системы или ее быстрому износу. Слесарь-монтажник производит крепление и стыковку систем, проверяет прочность креплений и испытывает совместную работу отдельных частей системы. Сборка техники по чертежам, правильность стыковки, подгонка стыков, выбор нужного крепления и силы натяжения креплений требует от слесаря-монтажника физической силы, ловкости и отработанности рабочих движений, умения мыслить, принимать правильные решения с учетом технической и экономической целесообразности, а также правил техники безопасности.

 

Условия труда: Могут быть различными в зависимости от монтируемого объекта. Если это строительство, то монтаж и установка систем будут производиться на открытом воздухе (например, монтаж нефтедобывающего оборудования) или в недостроенном помещении. Если производится монтаж промышленного оборудования, тогда слесарь-монтажник работает в цехе или лаборатории производства. Если речь идет о сборке двигателей судов, самолетов и других объектов машиностроения, тогда сборка происходит рядом с аэродромом, портом или тем местом, где будут производится испытания.

 

Основные качества, которыми должен обладать работающий

Общение в труде: Слесари монтажники работают бригадами, взаимодействуя со специалистами других профилей. Им необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами.

 

Доминирующая профессиональная направленность: На работу с техникой, инструментами и чертежами (знаковыми системами).

 

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии:

Развитые слух и зрение. Хороший глазомер, координацию движений. Умение четко и очень тонко дозировать усилия. Физическая сила и выносливость.. Умение читать чертежи. Знание правил сборки опорных узлов, соединений передач. Навык решения умственных задач. Понимание конструкторского замысла. Знание особенностей эксплуатации монтируемой техники. Устойчивый вестибулярный аппарат. Быстрота ориентирования. Точность движений (направление, сила...). Представление о том, как будет выглядеть и функционировать будущий механизм. Развитое пространственное мышление. Способность видеть и изменять в уме части объекта. Техническая грамотность.

 

Медицинские ограничения: Сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания дыхательных органов. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Аллергические заболевания (аллергия на запахи масел, эмульсий...). Выраженные дефекты зрения и слуха

 

Сведения о профессиональной подготовке

Условия поступления

Условиями поступления в техникум это обязательное неполное среднее образование (9 классов). Обучаемый должен соответствовать медицинским показателям. Без вступительных экзаменов. Учитываются индивидуальные достижения абитуриента.

 

Основные изучаемые дисциплины

Необходимо хорошая подготовка по физике, черчению, химии, математике (арифметике, геометрии, тригонометрии).

Должен знать: правила техники безопасности; технические параметры, устройство, принципы действия обслуживаемых датчиков, приборов, систем, виды и причины их повреждений; методы обнаружения неисправностей и правила ремонта; правила технической эксплуатации оборудования.

 

Квалификация выпускника учебного заведения

 

Область профессиональной деятельности выпускников:

демонтаж, ремонт, сборка и монтаж нецентрируемых вспомогательных и палубных механизмов, электроаппаратуры, электрооборудования, теплообменных аппаратов; дефектация, ремонт, сборка, монтаж арматуры, трубопроводов и гидравлических систем; гидравлические и пневматические испытания арматуры, труб и оборудования в цехе и на судне; демонтаж электрооборудования, вспомогательных и утилизационных котлов, валопроводов, подшипников, гребных винтов, оборудования холодильных установок, паровых машин.

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • арматура, трубопроводы и системы (кроме специальных систем: гидравлики, воздуха высокого давления, главного и вспомогательного пара) диаметром до 108 мм и давлением до 1,5 МПа (до 15 кгс/см 2);
  • судовое электрооборудование мощностью от 50 до 150 кВт;
  • судовые вспомогательные и утилизационные котлы;
  • валопроводы, подшипники, гребные винты при диаметре валопровода до 100 мм;
  • оборудование холодильных установок, паровых машин мощностью до 225 кВт (до 300 л.с.);
  • змеевики однорядные из труб;
  • компенсаторы гладкие диаметром до 76 мм;
  • маховики, рукоятки арматуры, планки и таблички отличительные;
  • стаканы, втулки, патрубки, детали крепежные;
  • кольца, бобышки, штуцера;
  • прокладки сложной конфигурации (овальные, фигурные);
  • трубогибочные, трубонарезные, отрезные станки и прессы.

 

Зарплата работающего

По сведениям ОТиЗ АГОКа средняя заработная плата от 90.000 рублей

 

Абитуриент, все в  Ваших руках, главное усердие, мотивация и правильный выбор профессии!

 

Выбирай лучшие специальности и профессии на сайте www.kmet41.ru в разделе «Абитуриенту»!

 

Информация по телефонам:

Факс: 8 (415-2) 29-67-48

Приёмная комиссия: 8 (415-2) 29-52-00

Отделение заочного и дополнительного образования: 8 (415-2) 29-67-50

Сайтwww.kmet41.ru

E-mail: kmt-ok@mail.ru

683006, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, 1 каб.214

 

Твоё будущее зависит от тебя!

 

На сайте kmet41.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обращение